Виртуальная археология: как оцифровывают экспонаты Эрмитажа

Новости подведомственных учреждений
Экспонаты Государственного Эрмитажа получают виртуальные копии — оцифровка позволит изучать древние артефакты более детально и из любой точки мира. В создании 3D моделей участвовали студенты. Музейная практика помогла им освоить современные подходы к получению изображений музейных предметов.

Научное сотрудничество с Эрмитажем

В рамках учебной практики студенты Сибирского федерального университета (СФУ) провели фотограмметрию (то есть получений данных для дальнейшего создания 3D моделей с помощью специальных технологий) объектов, представляющих научный интерес и имеющих историко-культурное значение. Руководитель практики, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Никита Пиков сообщил, что оцифровка артефактов проводится в рамках соглашения о научном сотрудничестве между Государственным Эрмитажем и Сибирским федеральным университетом.

Практика студентов СФУ в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем проводится с 2013 года. С каждым годом применяются более современные подходы к получению изображений музейных объектов. Основная задача этого года состояла в моделировании методом фотограмметрии. Большая часть музейных предметов находилась в Фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Встречи с этим современным музейным комплексом самого высокого класса безопасности пришлось ждать целых два года.

«Мы уже почти десять лет плодотворно сотрудничаем с Эрмитажем и надеемся продолжить эту работу в дальнейшем. Обучающиеся готовят курсовые и дипломные работы на основе собранных материалов и отработанных методик, а эксперты Эрмитажа занимаются исследованием цифровых копий объектов. В Петербурге традиционно сильная научная школа виртуальной археологии, и результаты совместной работы очень важны для нас», — рассказал Никита Пиков.

1_tilda11850939 (1).jpg

Получение объемных цифровых копий

Студенты проводили фотограмметрию оленных камней — археологических памятников, ставших символом древней культуры Центральной Азии. Фотограмметрия позволяет получать объемную цифровую модель высокого качества. Суть метода состоит в получении порядка сотни снимков нужного качества для одного объекта, после чего идет длительная компьютерная обработка. Получится ли модель, зависит от многих факторов: правильно выставленный свет, баланс белого цвета, масштаб, цвет фона, текстура.

«Фотограмметрия — довольно сложная процедура, так как нам необходимо сделать снимки со всех сторон, чтобы зафиксировать детали и особенности объекта. И это довольно трудная задача. К примеру, некоторые из артефактов, с которыми мы работали, висели на стене, и, чтобы всё запечатлеть, необходимо было подбирать разные ракурсы. Я очень рада, что та работа, которую мы выполнили действительно нужна обществу и с научной, и с культурологической точки зрения. Это наш маленький вклад в большое дело по сохранению русской культуры», — поделилась впечатлениями Екатерина Лескова, студентка Гуманитарного института СФУ.

По мнению студента Никиты Воротникова, созданные в рамках практики виртуальные копии помогут в последующем профессиональном исследовании артефактов.

«Цифровая модель нужна, чтобы учёные из любой точки мира могли, не тратя время на дорогу, вести исследования удобным способом. В Петербурге собрано наследие разных культур, а значит интересоваться этими объектами могут специалисты из других стран. Очень здорово, что в рамках учебной практики мы можем учиться решать такие сложные задачи и перенимать опыт профессионалов, что нам открывается доступ к артефактам и культурному опыту, который хранит Эрмитаж», — отметил Никита Воротников.

2_tilda11850941 (1).jpg

Технологии помогают изучать труднодоступные артефакты

Дарья Гук, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа также отметила, что сегодня изучение 3D модели, как ни странно, может оказаться эффективнее работы с оригинальным предметом.

«Сейчас есть технологии, которые позволяют по-разному высвечивать изображение, обнаруживать на поверхности следы уже почти стершихся надписей. Таким образом, студенты СФУ выполняют достаточно ответственную работу», — рассказала Дарья Гук.

Кроме оленных камней с территории Саяно-Алтая и архитектурных фрагментов из крепости Саркел студентам третьего курса было предложено попробовать силы в съёмке каменных крестов с Ижорского плато сначала в Санкт-Петербурге, затем в Изборске, где работала археологическая экспедиция по изучению архитектуры малых форм под руководством научного сотрудника Государственного Эрмитажа Виктории Панченко. По ее словам, оцифровка памятников, которые находятся в «недоступных» местах – а к ним относятся как отдаленные районы сельской местности с труднопроходимыми дорогами, так и закрытые фонды музеев, — нужна прежде всего для изучения этих предметов специалистами. Получив хорошее 3D-изображение, ученые могут рассмотреть детали, на которые не обратили внимание в поле, не отправляясь заново за сотни километров, а находясь дома за компьютером.

«Мы, конечно, делаем прорисовки памятников, но по опыту знаем, что такие рисунки могут передавать изображение не точно или даже с искажениями. Кроме того, наш полевой опыт показывает, что многие памятники действительно исчезают, и нам остаются только их изображения», — пояснила Виктория Панченко. 

Она добавила, что создание 3D моделей экспонатов Эрмитажа и археологических артефактов помогает наглядно показать разнообразие культуры страны на протяжении разных исторических эпох.

«А студенты, приезжающие на практику в Санкт-Петербург, получают возможность прикоснуться к древним пластам истории России, увидеть летописные города, средневековые крепости и, что не менее важно, посетить залы Эрмитажа, в которых представлена просто энциклопедия мировой культуры», — подчеркнула научный сотрудник.

Читать также