Кочевавшие под Воронежем древние сарматы пользовались римскими ковшами
Сарматы – один из древнейших народов нашей страны. После завоевания Скифии в III в. до н.э. кочевники-сарматы стали самым могущественным народом на Юге Восточной Европы. Пролить свет на историю древнего народа помогают открытия, обнаруженные археологической экспедицией Воронежского государственного университета (ВГУ) под руководством профессора, доктора исторических наук Александра Медведева.
С 2012 г. экспедиция проводит раскопки курганов в Новохоперском районе Воронежской области. Этим летом силами студентов-практикантов исторического факультета раскопан курган № 24, входивший в группу у деревни Ивановка. Он расположен на живописном мысу, образованном правым берегом реки Елань и левым берегом ее притока – реки Татарка. Курган имел высоту около 1 м. После снятия насыпи под его вершиной обнаружена могильная яма почти квадратной формы размерами 1,9 х2,4 и глубиной около 2 м. На дне могилы по диагонали лежал скелет погребенной взрослой женщины. Как считают ученые, такой «диагональный» обряд погребения был характерным для верхушки сарматского общества из племени роксоланов.
Справа от головы погребенной лежало бронзовое зеркало — обязательный атрибут сарматских женских захоронений. В юго-восточном углу могилы стоял большой гончарный кувшин, покрытый черным лощением, а рядом с ним — застежка-фибула для верхней одежды. Такие фибулы датируются второй половиной I в. н.э. У восточной стенки была поставлена большая глиняная миска, в которой родственники оставили еду для погребенной.
Cамые интересные находки обнаружилиcь у противоположной западной стенки могилы — бронзовый литой котелок небольших размеров, украшенный литыми фигурками оленей.
«Вряд ли он использовался для варки мяса, скорее всего, он служил для воскурений, в том числе для очистки могилы от запаха разлагающегося тела и отпугивания злых духов», — отметил профессор Александр Медведев.
Кроме крупных находок в погребении найдены и более мелкие, но не менее интересные: бронзовая фигурка козлика и бронзовая фигурка подбоченившегося мужчины-атлета античного производства. Скорее всего, статуэтка была захвачена сарматами во время набегов на Римскую Империю и использовалась в качестве амулета.
Еще в погребении под Новохоперском найдено много необычных для того времени и тех мест бус. При чем это ожерелья, собранные не из однотипных бус, а из разных.
«Ожерелье составили только крупные полусферические стеклянные бусы, по плоскому основанию украшенные сложным орнаментом в виде лабиринта. На щиколотках ног обнаружены скопления простых стеклянных бус черного цвета. Это чисто сарматский обычай обшивать верх кожаной обуви мелкими бусами», — сообщил Александр Медведев.
Самой интересной находкой, по мнению историка, является римский ковш работы италийского мастера.
«Мы не знаем его имени, но на ручке сохранилось клеймо с именем фабриканта – владельца этой мастерской. Мне его удалось прочитать – Луций Ансиус Эпафродит. Его имя встречалось на ковшах в разных частях Римской Империи и изредка Сарматии. В нашем крае ковш с клеймом этой мастерской встречаестя впервые», — пояснил ученый.
По мнению Александра Медведева, находка обозначила новое любопытное обстоятельство — в Прихоперье обнаружили уже пять римских ковшей этого времени, а восточнее, а в басейне Среднего Дона — ни одного. Каким образом группа сарматов, кочевавших две тысячи лет назад по берегам Хопра и его притокам, получала от римлян эти весьма престижные вещи, пока сказать сложно.
«Такая концентрация артефактов в одном из самых периферийных районов Сарматии уникальна. Для ее понимания требуется детальное исследования материалов этого памятника, в том числе, с применением естественно-научных методов. Но уже сейчас стало очевидно, что в Прихоперье большие перспективы для дальнейшего поиска и изучения этой новой группы курганов. Их планируется продолжить в следующем полевом сезоне», — подчеркнул профессор.
По мнению воронежских историков, исследованное погребение проливает новый свет не только на историю и культуру лесостепных сарматов, но и является ярким свидетельством их прочных связей с Античным миром.