Российские вузы помогут отечественному автопрому в разработке новых технологий
После ухода зарубежных компаний с российского рынка у отечественного автопрома возник недостаток технических компонентов. Обеспечить суверенитет автомобильной отрасли страны и решить задачу импортозамещения компонентов производителям легковых и грузовых машин помогут ученые и студенты университетов. Вузы заключают соглашения с индустриальными партнерами о проведении научно-технических и опытно-конструкторских работ и создают профильные передовые инженерные школы.
Московский «СТАНКИН» и «АвтоВАЗ»
Такое соглашение заключили Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» и ведущая российская автомобилестроительная компания «АвтоВАЗ». В течение пяти лет планируется разработать собственные технологии и детали для выпускаемой производителем линейки моделей в лабораторных комплексах Технологического полигона университета и на Научно-производственном полигоне «Фрезер». Уже сейчас ученые вуза применяют метод нанесения на кольцо синхронизатора коробки передач пористого покрытия на основе медных сплавов.
«АвтоВАЗ» — стратегическое предприятие, которое одним из первых ощутило санкционное давление. Стоящие перед ним задачи — это колоссальный вызов, ответить на который можно, только консолидировав усилия ведущих центров компетенций. Сотрудничество с нашим университетом внесет существенный вклад в развитие современного конкурентоспособного отечественного автопрома», — заявил ректор МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный.
Стоит отметить, что в проектную деятельность будут привлекаться студенты «СТАНКИНА». В рамках соглашения они пройдут практику на заводе, применяя свои навыки в конструкторском, технологическом и производственном секторах.
«Не исключено, что уже в следующем году в приемную кампанию вуз примет на обучение будущих инженеров по целевому направлению от «АвтоВАЗа», — рассказала проректор по образовательной деятельности МГТУ «СТАНКИН» Мария Бильчук.
Университет также станет площадкой для переподготовки и повышения квалификации специалистов «АвтоВАЗа», реализуя образовательные программы дополнительного профессионального образования.
Казанский «Кибер Авто Тех» и «КАМАЗ»
Еще одним из примеров такого сотрудничества стала передовая инженерная школа Казанского (Приволжского) федерального университета (КФУ) «Кибер Авто Тех», стратегическим партнером которой выступает группа высокотехнологичных компаний «КАМАЗ». На базе школы будут разрабатываться технологии интеллектуальных производств, автотранспорта с околонулевым углеродным следом и беспилотных систем автомобилей. По словам ректора вуза Ленара Сафина, такой образовательный проект совершенно нового формата позволит готовить востребованных на рынке труда специалистов и даст возможность талантливым студентам погрузиться в науку и раскрыть свои способности.
«Нами уже разработаны «дорожные карты» образовательных программ и научных разработок. Исследования будут проводиться в новых образовательных пространствах, создаваемых в рамках развития передовой инженерной школы КФУ. Этот проект позволит обеспечить рост привлекательности региона, конкурентоспособность его высокотехнологичных секторов, а также развитие реального потенциала и компетенций, которые станут основой устойчивой позиции страны», — отметил Ленар Сафин.
Одно из самых интересных направлений передовой инженерной школы КФУ — создание экосистемы беспилотного наземного транспорта. Участники школы займутся разработкой комплекса датчиков и программ для обеспечения безаварийного движения автомобилей, а также автоматизированных многопараметрических систем автоматического управления, основанных на высокоточном математическом моделировании положения и траекторий объектов, окружающих транспортное средство по мере его движения. Проект подразумевает оптимизацию компонентной базы аппаратной части, формирование требований и базового технического задания к инфраструктуре, обеспечивающей работу беспилотного транспорта, разработку технологии серийного производства объектов беспилотного транспорта, определение ключевых параметров технического обслуживания беспилотных транспортных средств и инфраструктуры их поддержки, а также ряд сопряженных проблем, включая задачи технологической этики при алгоритмизации процессов принятия решений. К 2030 году планируется объединить полученные результаты в комплексное решение по выпуску в серию беспилотных машин на базе отечественных компонентов.