Разработки пензенских ученых сделают машины безопаснее, проходимее и экономичнее

Новости подведомственных учреждений

Разработки, которые повысят проходимость грузовых платформ, предотвратят возгорание двигателей и помогут автомобилистам сэкономить топливо, представили ученые Пензенского государственного университета (ПГУ). Предложенные системы и технологии уже получили патенты и приоритет на изобретение.

Делаем свое: пензенская усиленная подвеска для грузовой платформы составит конкуренцию импортной

Усиленную подвеску для грузовой платформы разработал и запатентовал научный коллектив кафедры транспортных машин ПГУ. Оснащенная такой подвеской грузовая платформа может работать и на улице, и в помещении. А за счет обеспечения достаточного хода подвески она легко справится с препятствиями на своем пути, передвигаясь по бездорожью.

«У прототипов платформы, которые мы изучали, есть недостатки: либо очень громоздкая подвеска, либо очень маленький ход, либо из-за габаритов очень низкий ресурс. Мы исключили их в нашей разработке и создали новую конструкцию подвески для грузовой платформы с достаточным ходом и хорошим ресурсом работы», — отмечает доцент кафедры транспортных машин ПГУ Александра Генералова.


Надежность подвески обеспечивают два амортизатора, которые работают совместно. При выходе из строя одного из них подвеска продолжает функционировать в нормальном режиме. А благодаря своему расположению под углом 45 градусов их можно отрегулировать для изменения жесткости подвески.

Проект стал продолжением ранее запатентованных учеными ПГУ разработок: несущей конструкции и мотор-колеса грузовой платформы. Примечательно, что платформа будет функционировать на электроприводе в автономном режиме, что важно для работы в цехах, где могут проводиться огнеопасные работы и запрещено использование двигателя внутреннего сгорания.

По своим характеристикам разработка ПГУ не имеет аналогов в России. А подобные заграничные платформы сегодня гораздо дороже.

«Нельзя же быть зависимыми полностью от импорта. Мы создаем свое! О сравнении с зарубежными аналогами грузовых платформ, скажу так: мы не уступаем им точно. Да и по цене наша разработка конкурентоспособна, что тоже важно», — добавила Александра Генералова.

Для комфорта и экономии: ученые повысили энергоэффективность системы кондиционирования в автомобиле

Сохранить благоприятный микроклимат в салоне машины и сэкономить на топливе автомобилистам поможет доработанная в ПГУ система кондиционирования воздуха. Ученые подали заявку в Евразийскую патентную организацию (ЕАПО) и получили приоритет на свое изобретение.

Системы вентиляции и кондиционирования в современном транспорте работают за счет мощности двигателя. В летнее жаркое время из-за интенсивного использования кондиционеров расход топлива увеличивается на 10%. При этом микроклимат внутри автомобиля перестает быть комфортным для человека — лишняя влага конденсируется и выводится наружу, а воздух становится слишком сухим.

экономия топлива ПГУ.jpg

Группа ученых под руководством профессора кафедры транспортных машин Николая Курносова предложила простую в реализации идею — снизить потребляемую кондиционером мощность за счет конденсата путем испарительного принципа. Они собрали устройство, состоящее из емкости для сбора жидкости, распылителя воды, воздушного компрессора, вентилятора, а также микроконтроллеров тепла и влажности. Распылять по системе кондиционирования предполагается смесь из собранного конденсата, соединенного с равным количеством воздуха. Такое устройство обойдется производителям транспортных средств в 2–3 тысячи рублей.

«Эффект охлаждения получается за счет испарения образовавшихся капелек тумана. Модернизация и введение в эксплуатацию нашей разработки поможет экономить на топливе, снизить нагрузку на двигатель автомобиля, сделать комфортный микроклимат в авто и даже уменьшить аварийность на дорогах», — рассказали авторы проекта.

В этом году разработчики выиграли внутривузовский конкурс «Ректорские гранты», благодаря которому собрали опытное устройство, провели эксперимент и опубликовали несколько статей в высокорейтинговых журналах.

Миссия — предотвратить пожар под капотом

По запросу завода «Россельмаш» ученые ПГУ предложили техническое решение по пожаротушению двигателей комбайнов. Разработка стала продолжением запатентованного университетом проекта —пневмогидродинамического распылителя, который позволяет измельчать различные химические вещества в порошки, смешивать их с жидкостью и распылять полученную смесь.

Ежегодно в отдельных регионах России сгорает до 100 автомобилей. Во многом это происходит потому, что современные средства пожаротушения имеют ряд недостатков. На использование огнетушителей, которые есть у каждого водителя, требуется время и открытие капота, которое за счет притока воздуха только увеличивает возгорание.

photo_2022-12-28_11-51-18.jpg

Система пожаротушения, предложенная исследователями из ПГУ, не требует участия человека в тушении и может предотвращать возгорание на начальном этапе. Она мгновенно срабатывает от сигнала датчика, фиксирующего начало задымления, тления или возникновения пламени. При этом автомобиль обесточивается за счет срабатывания автоматического предохранителя. От пирозарядной капсулы охлаждающая жидкость системы автомобиля, огнезащитные вещества и пенообразователь смешиваются и распыляются внутри капота.

Молодые ученые собрали модель автомобиля со встроенной системой пожаротушения и сейчас работают над совершенствованием состава и расхода огнетушащей смеси и элементов системы распыления. По результатам предварительных испытаний на прототип изделия ими был получен приоритет на полезную модель. Такая разработка, ориентировочная стоимость которой составит порядка 10 тыс. рублей, будет интересна производителям техники для транспортировки опасных веществ, а также предприятиям пассажирских перевозок.


Читать также