В России стартовала программа по повышению квалификации для преподавателей истории
Программа повышения квалификации для более 800 преподавателей вузов, которые ведут курс отечественной истории на непрофильных специальностях, стартовала в России. Курс подготовлен Минобрнауки России, Российской академией образования (РАО) и Российским историческим обществом. Активное участие в подготовке принял и профессорско-преподавательский состав Российского государственного гуманитарного университета.
Старт курса состоялся в Российской академии образования. Его цель — подготовить педагогов к обновлению их рабочих программ в соответствии с Концепцией преподавания истории России для неисторических специальностей, утвержденной в феврале. Курсы будут проведены в каждом из восьми федеральных округов Российской Федерации и продлятся до 30 июня. Обучаться в соответствии с новой Концепцией преподавания истории студенты начнут уже с 1 сентября.
Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, чье приветственное слово зачитали в ходе запуска программы, отметил, что внедрение Концепции знаменует новый этап в развитии отечественного высшего образования. Главная цель этих масштабных нововведений — сформировать у целого поколения людей, получающих высшее образование в России, внутреннее чувство ответственности за свою страну, опирающееся на развитое историческое сознание.
«Успех в решении этой важнейшей государственной задачи, в конечном счете, будет зависеть именно от вас. Рассчитываю, что предлагаемые курсы помогут вам в дальнейшей самостоятельной работе, позволят отыскать новые методические решения и дадут ответы на все возникающие вопросы», — обратился к преподавателям вузов Сергей Нарышкин.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова отметила особую значимость преподавания исторической дисциплины, которая является в том числе инструментом гражданско-патриотического воспитания.
«Это важная задача, которая переходит в руки преподавателей истории. Иногда возникает вопрос о необходимости обучения истории тех, кто занимается на технических направлениях подготовки, чьей основной специальностью являются точные науки. Но мы понимаем, что история России — это фундамент знания, основа нашего понимания и анализа событий, происходящих в стране и в мире», — сказала Ольга Петрова.
Заместитель Министра добавила, что параллельно сегодня стартовал курс повышения квалификации «Основы российской государственности» в рамках проекта ДНК России. По ее словам, обе дисциплины связаны между собой, уделяют особое внимание России, ее историческим этапам и показывают студентам значимость их корней.
Президент РАО, академик РАО Ольга Васильева назвала принятие Концепции большим достижением для всей страны и отметила роль Минобрнауки России в ее разработке.
«Преподаватели истории сегодня выполняют важнейшую миссию. Им необходимо обеспечить преемственность подходов и содержания при переходе из средней ступени образования в высшую школу, завершить становление прочной ценностной, духовно-нравственной основы у вчерашних школьников. Поэтому нам очень важно поделиться с коллегами самыми актуальными и современными инструментами, позволяющими в полной мере раскрыть воспитательный потенциал курса отечественной истории», — сказала Ольга Васильева.
Концепция утверждена 15 февраля Экспертным советом по развитию исторического образования при Минобрнауки России. В создании документа приняли участие ведущие ученые и эксперты Минобрнауки России, Российской академии образования, Российской академии наук и Российского исторического общества.
Коллективом экспертов под руководством директора Института Российской истории РАН Юрия Петрова проделана большая работа по созданию Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в высшей школе. Документ полноценно отражает современное состояние исторической науки и включает в себя содержательный минимум, который должны усвоить все, кто получает в России высшее образование. Концепцией предусмотрен концептуально-проблемный подход к истории, что позволяет в первую очередь сфокусироваться на исторических процессах и связанных с ними причинно-следственных связях, а не только на фактах и персоналиях.