Рекомендации по организации образовательного процесса в рамках реализации приказа Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

Организациям, реализующим образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, (далее – Организация) обладая автономией (самостоятельностью в принятии решений) в осуществлении образовательной деятельности, целесообразно принимать решения по организации образовательного процесса с учетом сложности эпидемиологической ситуации в регионе расположения организации и наличия или отсутствия угрозы заражения обучающихся и с учетом различных ситуаций для отдельных категорий обучающихся (наличие хронических заболеваний, беременность, проживание с членами семьи старшего возраста, посещение стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией и иное).
Варианты реализации образовательных программ, изложенные в приказе Минобрнауки России от 14 марта 2020 г. № 397, позволяют организациям использовать для отдельных групп обучающихся различный набор организационных мероприятий как в совокупности, так и индивидуально в зависимости от ситуации, в частности:

Сценарий 1.
Временный переход на обучение с использованием только дистанционных образовательных технологий должен рассматриваться в условиях сложной эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.
При принятии решения о временном переходе на обязательное обучение всех обучающихся с использованием только дистанционных образовательных технологий рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 1 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий полного перехода на дистанционные образовательные технологии).

Сценарий 2. 
Перевод отдельных обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану должен рассматриваться в ситуации некритичной эпидемиологической обстановки в регионе.
При принятии решения о предоставлении возможности обучающимся, добровольно изъявившим желание по персональным причинам осваивать образовательную программу дистанционно, рекомендуется следовать алгоритму, описанному в приложении № 2 к настоящим рекомендациям (далее – Сценарий частичного перехода на дистанционные образовательные технологии).

Оба сценария ставят целью минимизировать количество личных контактов между людьми в процессе обучения и полностью укладываются в действующее законодательство Российской Федерации, включая вопросы применения дистанционных образовательных технологий, предоставления обучающимся индивидуальных учебных планов, в том числе с переносом части занятий на другой учебный период.
В обоих сценариях большим подспорьем организациям станут массовые открытые онлайн курсы (далее – МООК), уже разработанные ведущими российскими университетами, а также имеющаяся в организациях электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС), наличие которой предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами.

Скорость перехода на Сценарий 1 или Сценарий 2 будет зависеть от наличия у образовательной организации опыта использования МООК и ЭИОС в реальной практической деятельности.

Для организаций, со стороны Минобрнауки России, при поддержке ведущих университетов будет организована информационная поддержка, консультационная линия и обзор типовых решений (как технологических, так и нормативных).

Материалы, поддерживающие деятельность системы высшего образования в условиях эпидемии, будут аккумулироваться на сайте Минобрнауки России.
Настоящие рекомендации будут актуализироваться в постоянном режиме.