Дан старт проекту «Школа Академического наставничества»

Молодежная политика

Заместитель Министра науки и высшего образования России Ольга Петрова рассказала об открытии нового направления в сфере наставничества на пресс-конференции, посвященной запуску проекта «Школа Академического наставничества». Встреча прошла на площадке МИА «Россия Сегодня».

В ходе пресс-конференции обсудили проект, особенности наставничества в современных реалиях и исторических предпосылках, планы по развитию этого направления для помощи молодым специалистам и систему передачи опыта.

Ольга Петрова отметила, что на направление академического наставничества есть запрос и среди вузовского сообщества, и в научной среде. Она подчеркнула, что зачастую молодым студенткам необходимо, чтобы рядом находился мудрый человек, который может поделиться знаниями и опытом, подсказать и направить на нужный путь, дать совет.

«Очень здорово, когда рядом есть наставник. И хорошо, что у нас сейчас трек наставничества и сама модель наставничества очень многофакторные. И этот трек очень важный. Если каждый задумается о своей жизни, то поймет, что у него были рядом наставники, которые помогли и в чем-то определили путь развития, чуть подкорректировали, куда двигаться. Это очень важно», — подчеркнула Ольга Петрова.

Тезис о важности наставничества поддержала член Национального совета при Президенте по профессиональным квалификациям, профессор кафедры МГТУ имени Н. Э. Баумана, председатель Координационного совета МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы» Елена Ляпунцова. Она также подняла вопросы о законодательном статусе наставничества.

«Наставничество — это не про возраст, наставничество — это про профессионализм, про то, что тебе хочется что-то сказать. И самое главное, конечно, — это нравственность и этика взаимоотношения между людьми. Это культура, которую нужно насаждать, развивать и конечно, созидать», — сказала Елена Ляпунцова.

Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила, к 1975 году в стране было 900 тысяч наставников, среди которых были 4 тысячи Героев Социалистического Труда, а также 500 Героев Советского Союза. Кроме того, она поделилась, что недавно было проведено исследование, касающееся особенностей наставнической деятельности в общем образовании. Среди 4,3 тыс. респондентов из восьми федеральных округов более 83 % отметили, что участвуют в наставнической деятельности, а 75 % заявили о потребности в повышении квалификации по организации наставнической деятельности.

Кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой, заместитель Председателя Координационного совета МОО «Лига Преподавателей Высшей Школы» Юлия Белозерова обозначила необходимость выявления наставников в академической вузовской среде, важность обеспечения связи поколений и преемственность в работе ученых, преподавателей и специалистов. Она подчеркнула необходимость обучения наставников, роль межрегионального и межвузовского обмена практикой. Помимо этого, Юлия Белозерова раскрыла подробности программы мероприятий проекта «Школа Академического наставничества», которая началась в июне 2023 года с Всероссийской конференции профессорско-педагогических работников ООВО «Межрегиональное взаимодействие с целью развития академического наставничества молодых специалистов».

К дискуссии также присоединилась заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы ФС РФ Екатерина Харченко.

В ходе пресс-конференции дан старт и открыт прием заявок 6 сезона на Всероссийский конкурс «Золотые Имена Высшей Школы», инициатором которого является «Лига Преподавателей Высшей Школы». Реализуется проект при поддержке Минобрнауки России. Куратором выступает заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, руководитель проекта Елена Ляпунцова. У победителей конкурса будет возможность стать наставниками для молодых и начинающих преподавателей.

Напомним, что Указом Президента Владимира Путина 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника в целях повышения социального престижа профессии, признания особого статуса педагогических работников и развития института наставничества в РФ.


Читать также